Экология
ЭКОЛОГИЯ.КОНСТПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Оглавление


Спасём мир


Голосование
Вы знаете вообще что-нибудь по этой тематике?
в общих чертах
ничего не знаю
это - моя жизнь!


Экосистему удобно представить в виде ряда блоков, через которые проходят различные материалы и в которых эти материалы могут оставаться на протяжении различных периодов времени (рис.6).

В круговоротах минеральных веществ в экосистеме в большинстве случаев участвуют три активных блока: живые организмы, мертвый органический детрит и доступные неорганические вещества. Два добавочных (резервных) блока - косвенно доступные неорганические вещества и осаждающиеся органические вещества - связаны с круговоротами биогенных элементов в каких-либо периферических участках, однако обмен между этими блоками и остальной экосистемой замедлен по сравнению с обменом, происходящим между активными блоками.

Процессы, обеспечивающие перенос биогенных элементов в пределах экосистемы, представлены на рис.6. Ассимиляция и создание продукции сопровождаются переходом минеральных веществ из неорганического блока в органический: в круговороте углерода, кислорода, азота, фосфора и серы самым главным компонентом этого этапа является первичная продукция, создаваемая растениями; однако животным необходимы, кроме того, многие другие важные элементы, такие, как натрий, калий и кальций, и они ассимилируют эти элементы непосредственно из воды, которую пьют.

Некоторая часть углерода и кислорода возвращается в результате дыхания непосредственно в фонд доступных неорганических питательных веществ, возможно, после многократных круговоротов в пределах блока живой биомассы по хищным пищевым цепям.

Рис.6. Блочная модель экосистемы с указанием некоторых наиболее важных путей обмена минеральных веществ.

Кальций, натрий и ионы других минеральных веществ выделяются или вымываются из листьев дождем или водой, окружающей водные организмы, и тоже быстро вновь вступают в круговорот. Большая часть углерода и азота, включившихся в процессе ассимиляции в живую биомассу, после гибели организмов, а также в результате экскреции переносится в детритный блок. Некоторые биогенные элементы, содержащиеся в детрите, могут быть возвращены в блок биомассы детритоядными организмами, но все они в конечном счете в результате вымывания и разложения вновь попадают в фонд доступных неорганических веществ. Обмен между фондами активно участвующих в круговороте минеральных веществ и огромными резервуарами косвенно доступных биогенных элементов, заключенных в атмосфере, известняках, каменном угле и в образующих земную кору горных породах, происходит медленно, главным образом, в результате геологических процессов.

Процессы ассимиляции и распада, благодаря которым происходят круговороты биогенных элементов в биосфере, тесно связаны с поглощением и высвобождением энергии организмами. Наиболее тесно связан с превращениями энергии в сообществе круговорот углерода, так как большая часть энергии, ассимилированной в процессе фотосинтеза, содержится в органических углеродсодержащих соединениях. В большинстве процессов, сопровождающихся выделением энергии, среди которых самым главным является дыхание, углерод высвобождается в виде диоксида углерода. Когда в организме происходит метаболизм органических соединений, содержащих азот, фосфор и серу, эти элементы нередко удерживаются в нем, поскольку они необходимы для синтеза структурных белков, ферментов и других органических молекул, образующих структурные и функциональные компоненты живых тканей. Поэтому прохождение азота, фосфора и серы через каждый трофический уровень несколько замедленно по сравнению со средним временем переноса энергии.

При оценке влияния деятельности человека на биогеохимические циклы важны сравнительные объемы резервных фондов. Как правило, изменениям подвержены, в первую очередь, наиболее малообъемные и малоподвижные фонды.

Разделение биогеохимических циклов на круговороты газообразных веществ и осадочные циклы основано на том, что некоторые круговороты, например, те, в которых участвуют углерод, азот или кислород, благодаря наличию крупных атмосферных или океанических (или же и тех и других) фондов довольно быстро компенсируют различные нарушения. Например, избыток СО2, накопившийся в каком-либо месте в связи с усиленным окислением или горением, обычно быстро рассеивается воздушными потоками; кроме того, усиленное образование СО2 компенсируется усиленным его потреблением растениями и превращением в карбонаты в море. Круговороты газообразных веществ с их большими атмосферными фондами можно считать в глобальном масштабе "хорошо забуференными", поскольку их способность приспосабливаться к изменением велика. Но способность к саморегуляции даже при таком большом резервном фонде, каким является атмосфера, имеет свои пределы. Осадочные циклы, в которых участвуют такие элементы, как фосфор и железо, обычно гораздо менее подвержены самоконтролю и легче нарушаются в результате местных пертурбаций, потому, что в этих случаях основная масса вещества сосредоточена в относительно малоактивном и малоподвижном резервном фонде в земной коре. Следовательно, если "спуск" совершается быстрее, чем обратный "подъем", то какая-то часть обменного материала на длительное время выбывает из круговорота; механизмы, обеспечивающие возвращение в круговорот, во многих случаях основаны, главным образом, на биологических процессах.

Человек уникален не только тем, что в своей деятельности он использует почти все имеющиеся в природе элементы, а также ряд новых, искусственно им созданных. Он так ускоряет движение многих веществ, что круговороты становятся несовершенными или процесс теряет цикличность и складывается противоестественная ситуация: в одних местах возникает недостаток, а в других - избыток каких-то веществ. В этой связи первоочередная задача - количественное изучение биогеохимических циклов.

 
Цитата
...« Рис. 1. Спектр уровней организации. Сообщество, популяция, организм, орган, клетка и ген - основные уровни организации жизни; на рис. 1. они расположены в иерархическом порядке - от крупных си»...
подробнее
 
На правах рекламы
Интересное в сети: музыка |

Текст о экологии!!




Биография автора

Березина А.Н.

Березина Алла Николаевна (18.05.1954), доцент кафедры химических наук. Уроженка Смоленской области. В 1971 году закончила МОУ СОШ № 11 Смоленска. В 1972 году поступила в Смо...
далее



Самые просматриваемые


Дипломы этой тематики


Отзывы
Автор: Ноколай
Таблица очень пригодилась для проведения урока, с...
Автор: Дина
Классный сайт! Я получила исчерпывающую информацию...


Наука России - Наше будущее!